коллегам

-СТАТЬИ
-КОНСПЕКТЫ








Консультация для педагогов: Что такое « Йохокуб?»

 

Йохокуб- это первый в России умный, развивающий, вдохновляющий на изобретение и творчество картонный конструктор, состоящий из кубиков и призм, которые собираются из плоских форм и соединяются между собой скобами в любом направлении двумя способами. Детали можно наращивать во все стороны и конструировать любые фигуры. Наличие в наборе треугольной призмы позволяет конструировать округлые и покатые формы.

Конструктор «Йохокуб» через игру развивает у ребенка абстрактное мышление, конструкторские навыки, творческие способности и мелкую моторику. Приучает к коллективному творчеству.

 

Кто играет в «Йохокуб»? – дети от шести лет и до бесконечности! То есть «Йохокуб» интересен как детям, так взрослым творческим людям. Конструктор идеален для коллективного творчества, семейных игр, креативных посиделок в компании друзей.

Особенности игрушки: для свободного творчества - да, все элементы набора можно раскрасить и пересобрать в другую модель, докупить, если не хватило, ведь все детали стыкуются между собой достаточно хорошо. Эта особенность даёт конструктору «Йохокуб» преимущество перед другими игрушками из картона. Безопасная и экологическая основа.

Кубики из картона можно декорировать — раскрашивать, наклеивать стикеры, аппликации, производить декупаж. Модели из конструктора «Йохокуб» сами по себе уже являются дизайнерскими предметами интерьера.

Из ЙОХО-кубиков можно собирать все: кубические буквы, цифры, деревья, цветы, самолеты, корабли, шары и даже собрать новогоднюю елку.

 Без ножниц и клея! дети конструируют в безопасности, чистые и красивые (грязные и перепачканные только в том случае, если они возьмутся раскрашивать фигуры жидкими красками).

Начиная с 6-летнего возраста дети могут играть несколько часов сами, без взрослых.

 Конструктор развивает: мелкую моторику, на любом этапе игры подключаются логика, фантазия, воображение, творчество.

 ЭКО конструктор: безопасный для детей, сделан из переработанных отходов и так же пойдет в переработку, когда испортится (Технология RECYCLING)

Консультация для педагогов

«БАЛАНСИРЫ НА РЕЧЕВЫХ И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

Одна из важнейших составляющих здоровья – двигательная активность, в процессе которой совершенствуются различные физические качества, в том числе и равновесие.

Равновесие – способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

Упражнения в равновесии служат эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцируется работа мышц и выработка координации движения.

Долгое время считалось, что за чувство равновесия и координацию движений в пространстве отвечает исключительно мозжечок – орган головного мозга. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.

Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

 

Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

Программа мозжечкового стимулирования улучшает:

1. уровень концентрации внимания;

3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;

4. математические и логические способности;

5. анализ и синтез информации;

6. способность к планированию;

7. работу эмоционально-волевой сферы.

Одно из новых средств мозжечковой стимуляции – балансир – разновидность уличной качели, которая отлично развивает координацию. Это простое устройство помогает совершенствовать равновесие.

— Укреплять мышцы ног и спины, вестибулярный аппарат, правильно формировать голеностопный сустав.

— Развивать чувство равновесия, координацию движений, глазомер;

— Вырабатывать осознанное отношение к физкультуре, как к методу укрепления и тренировки организма.

— Формировать положительные эмоции и мотивацию к речевой и физкультурной деятельности.

— Повышать уровень концентрации внимания.

— Совершенствовать психофизические качества (повышение настроения, преодоление чувства страха, внимание).

— Воспитывать дружеские взаимоотношения, поддерживать интерес к достижениям сверстников.

— Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Наш балансир изготовлен из фанеры размером 50*25 см. Шурупами к середине доски прикручен цилиндр диаметром 5 см. Окрашены яркими красками, что способствует развитию цветового восприятия и созданию радостного настроения. А также позволяет разнообразить варианты игр. Дети назвали это оборудование «Разноцветные качельки».

Ребенок стоит на поверхности доски и балансирует в попытках удержать равновесие. Основание конструкции очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Отличие в том, что здесь ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения (перебрасывание мячика, перекидывание мяча или мягкой подушечки, называние цифр или предметов в определенной последовательности).

Применять балансирыможно в различных вариантах:

— в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин. ;

— как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);

— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

— в показательных выступлениях детей на праздниках;

— и просто как игра или развлечение.

Занятия проводятся под строгим контролем взрослого, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности.

В результате занятий на балансире:

1. улучшается моторно-зрительная координация;

2. синхронизируются двигательные и интеллектуальные способности ребенка;

3. улучшается концентрация внимания;

4. развитие пространственного воображения;

5. происходит повышение уровня интеллекта.

Мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.

Балансир для детей: польза для ребенка, виды балансиров, правила выбора, примеры упражнений

Развитию ловкости и равновесия способствуют такие приспособления, как балансиры. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие.

Доски для балансировки представляют собой лишенную устойчивости поверхность, на которой необходимо удержаться.

Следует отметить, что сделать это непросто, поскольку такая процедура требует умения балансировать и наличие координации.

Такой тренажер многие используют для отработки основных движений в серфинге и сноуборде. Детям будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень полезно для здоровья ребенка. При выполнении даже несложных движений, приходится напрягать самые мелкие мышцы тела для удерживания равновесия

Балансир может быть деревянным или пластиковым. При выборе правильного балансира необходимо руководствоваться степенью физической подготовки ребенка и его возрастом.

Польза от занятий на балансире:

Приступать к занятиям на тренажере можно уже по достижении ребенком 1 года.

В настоящее время существует огромное количество балансиров, отличающихся по форме, высоте, устойчивости, набору функций и т.д.

Рассмотрим основные виды балансиров

Доска совы – это изогнутая панель из дерева, на которой можно лежать, сидеть и даже стоять. Тренажер подходит детям от 1 года. Если продеть веревку в дырочки доски, то он легко превратится в качели.

Титер поппер – балансир с присосками на дне, которые во время движения издают разнообразные звуки. Рассчитан на детей старше 2-х лет. В нем можно сидеть, стоять, вращаться, раскачиваться и прыгать. В процессе игры у ребенка развиваются моторные движения, чувство равновесия и воображение.

Баланскейт – пластиковый тренажер, оснащенный ручками по бокам и колесиками. Благодаря своей многофункциональности, баланскейт может легко превратиться в настоящий самокат.

Балибо – тренажер, напоминающий тазик-качалку. Как правило, его изготавливают из ударопрочного пластика.

Островки – платформы, поверхность которых имеет ребристую структуру, предотвращающую скольжение и обеспечивающую устойчивость. Они продаются в наборах, состоящих из нескольких штук. В процессе передвижения по таким камушкам, дети развивают точность движений и координацию. Помимо этого, занятия являются хорошей профилактикой плоскостопия.

Лабиринт – такой вид тренажеров рассчитан на детей от 4-х лет. Необычность такого балансира заключается в наличии встроенного лабиринта с шариком. Помимо сохранения равновесия, ребенок должен сосредоточиться на движении шарика.

Спунер – для тех детей, которые уже готовы приступать к занятиям на сноуборде, доске для фристайла или скейте. Занятия на тренажере помогут ребенку научиться владеть своим телом, поворачивать и даже совершать простейшие трюки.

Индоборд – доска, аналогичная доскам, используемым эквилибристами в цирке. По сути, это платформа, установленная на круглый деревянный цилиндр. Формы и размеры таких досок могут быть самые разные, что позволяет выбрать наиболее подходящую модель с учетом возраста и уровня профессиональной переподготовки. Популярность индобордов с каждым годом возрастает, создаются даже целые движения любителей выполнять трюки. Но ребенку балансировать на таком тренажере будет непросто, поэтому на начальном этапе может потребоваться помощь взрослых.

Воблборд – круглая прочная платформа, на дне которой закреплено прорезиненное полушарие. Тренироваться на таком тренажере могут как дети, так и взрослые. Воблборд – отличная модель для проведения самых разных фитнес - тренировок.

Балансировочные дорожки – специально разработанные для ДОУ конструкции, используются для групповых занятий ЛФК и проведения различных эстафет.

Занятия на балансире положительно воздействуют на мозжечок, отвечающий за эмоции, умение держать равновесие, координацию, а также за развитие умственных способностей, речи и памяти.

Доказано, что развитие детей, постоянно занимающихся на балансире, происходит более активно по сравнению с другими детьми. Упражнения на удерживание равновесия способствуют улучшению осанки, гибкости и укреплению опорно-двигательного аппарата. И это при условии минимального воздействия на суставы.

Во время тренировок, в сухожилиях, связках и мышцах активизируются проприоцептивные рецепторы, отвечающие за чувство равновесия в теле и реагирующие на изменение его положения.

Особенно важно включить занятия на балансире в период формирования тела ребенка, поскольку они положительно влияют на укрепление мышечного корсета и способствуют появлению красивой осанки. Однако, следует помнить, что это поможет сделать только правильно подобранный тренажер. Использование балансира для взрослых не всегда может принести пользу ребенку. Именно поэтому, при выборе балансира, необходимо руководствоваться возрастом ребенка, а также его физическими особенностями.

 

Источник: https://netigor.ru/balansir-v-detskiy-sad-svoimi-rukami


Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника.
                                                                                                      (В. Даль)

Консультация для педагогов

Книгоиздательство как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста 

Книга – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний. Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Книга – лучший подарок» и т.д.
Современные дети, к сожалению, всё меньше интересуются книгами. Им просто не интересно проводить вечер за книгой, есть альтернатива в виде экрана или монитора. А бывает и так, что и рад бы, да нечего почитать, потому что дома просто нет книг.
Из-за отсутствия опыта общения с книгой, вытекает и грубое с ней обращение. Страдает словарный запас ребенка, не развивается фантазия, отсутствует интерес к обучению чтению.
Какая судьба ждет бумажные книги? Прогнозы неутешительны, к нашему глубокому огорчению. И чтобы бумажные книги не исчезли, просто необходимо сблизить детей с книгой. Помочь детям полюбить её.
Увлекательно и результативной формой работы по воспитанию интереса к книге у детей является создание книг своими руками, в процессе которой происходит подготовка, изготовление и демонстрация детьми книг по определённой теме в различных видах деятельности при решении интегрированных задач.
В любом виде деятельности работы с детьми педагог преследует определённую цель.
Так в книгоиздательстве тоже есть цель – это приобщение детей к книге через творчество.
Само направление книгоиздательства состоит из нескольких задач:

·         формировать умение детей создавать книгу своими руками;

·         развивать творчество, воображение, фантазию; 

·         формировать бережное отношение к книге; 

·         воспитывать любовь к книге и печатному слову.

Прежде чем начать создавать книги педагогу с детьми необходимо провести предварительную работу:

·         познакомить детей с видами и назначением книг,

·         с процессом книгопечатания;

·         дать знания об этапах создания книг; 

·         уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей. 

В помощь педагогу пойдут компьютерные презентации, проектная деятельность, поход в библиотеку и.т.п.
Вариативность книгоиздательства:

·         форма организации работы с детьми. Можно организовать сюжетно-ролевую игру в книгоиздательство; познавательно-творческий проект «Книга - наш друг» или работа в творческой мастерской по изготовлению книг в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Прошла тематическая неделя, и у педагога готов сборник рассказов.

·         тематика. Тематическое книгоиздание – это когда книга изготавливается по определённой теме. Смешанное – книги изготавливаются без учёта темы.

·         количество участников. Индивидуальное изготовление книги и групповое.

·         состав участников. Авторами книги могут быть дети одного и разных возрастов. Смешанное книгоиздательство – детско-родительское, когда мы привлекаем родителей к совместной работе над книгой.

Этапы книгоиздательства:
1 этап. Знакомство детей с идеей создания книги своими руками, демонстрация готовых работ. Выбор темы, содержание книги. Подготовка текстового и иллюстративного материала.
2 этап. Выбор способа создания книги. Выбор формата книги. Подбор необходимого материала.
3 этап. Изготовление.
4 этап. Итог - выставка книг, создание библиотеки рукотворных книг.
Привлекать детей к книгоиздательству можно уже с двух лет. Ребёнок, хотя ещё мал, но принимает активное участие в оформлении книжки. Он с удовольствием раскрасит рисунок или буквы на обложке, поможет наклеить картинку.
На 5-ом году жизни ребёнок не только диктует рассказ, но и принимает самое активное участие в оформлении книги: рисует или раскрашивает обложку, вырезает, наклеивает картинки и, так как в этом возрасте появляется интерес к письму, может написать (срисовать) название книги, имя автора (т.е. своё имя). Ребёнок может и совершенно самостоятельно изготовить простейшую книжку-малышку, написав текст «буквоподобными» каракулями, а потом «прочитать» её другим детям или куклам.
Дети старшего дошкольного возраста уже самостоятельно создают разные виды книг, опираясь на схемы изготовления, образцы, используя заготовки, сделанные собственноручно или вместе с воспитателем. Здесь уже в полной мере проявляется творчество ребёнка, как в оформлении, так и содержании книг.
Ну и после такой интересной работы мы видим, что у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, технические умения.
Ожидаемый результат в результате проделанной работы очевиден:

·         Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

·         Возрождение традиций домашнего чтения.

·         Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе. 

·         Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Используемая литература – интернет ресурс.



Мы память бережно храним

Современным взрослым мамам и папам, наверно, все же более близка тема войны, ветеранов, 9 Мая. Ведь практически в каждой семье жили непосредственные участники Великой Отечественной войны. Будучи маленькими, нынешние взрослые слушали достоверные рассказы дедушек и бабушек о жизни и тяготах того времени. В садиках, школах уделяли патриотическому воспитанию очень много времени. Фильмы, книги, рассказы настоящих участников военных действий помогали детям прочувствовать всю ситуацию. И как часто случалось, что, играя в «войнушку», ребята ни за что не соглашались быть фашистами, все хотели быть за «наших». Сейчас многие ветераны ушли от нас безвозвратно. Услышать из первых уст рассказы о блокаде и голоде уже невозможно. Но историю нельзя переписать. Детям необходимо в любое время знать и чтить подвиг своих предков. В нашей группе мы постарались совместно с родителями  подобрать различный материал о ВОВ доступный и понятный детям. Совместно с детьми создали альбомы о ветеранах, живущих в нашем городе, о подвигах детей во время войны. Дети принесли портреты родных рассказывали о их подвигах, наградах. 











«Мы кормушку смастерили!»
В нашей группе мы предложили родителям совместно с детьми изготовить кормушки для птиц! Многие родители откликнулись на наше предложение.
В группе дети охотно делали кормушки, которые мы развешали на участке, за тем наблюдали за птицами, прилетающими к кормушкам. Дети видели, как необходима их помощь птицам.
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы.
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Всем большое спасибо!

Воспитатели группы  «Солнышко»









Консультация «Коллективное творчество дошкольников»

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.
Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.
Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:
- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
- в начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
- на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
- постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.
К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.
В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.
Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты "Волшебная страна Детства", «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.




















ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
 Киселева Анастасия Андреевна преподаватель, практикующий психолог социально-методического центра «Содействие».  
Как мы с Вами знаем, в течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности, организационные моменты педагогической деятельности и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда может провоцировать возникновение профессиональное выгорание у специалиста.
Профессиональное выгорание рассматривается учеными как синдром, который развивается на основе длительного стресса. Как правило, в результате переживаемого стресса у человека наблюдается эмоциональное, умственное и физическое истощение. Проявляется профессиональное выгорание в виде чувства усталости, опустошенности, недостатке энергии, энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще[1].

Причины профессионального выгорания

Теперь поговорим об основных причинах профессионального выгорания.
Синдром профессионального выгорания является следствием влияния на человека целого комплекса факторов. Принято выделять три группы факторов: личностные, статусно-ролевые, организационные. Рассмотрим более подробно каждую из этих групп.
Считается, что определённые черты личности способствуют развитию выгорания специалиста.

К личностным факторам риска относят:
-       ощущение незначимости своей работы;
-       склонность к интраверсии(это люди с низкой социальной активностью и адаптированностью, социально несмелые, их интересы направлены на внутренний мир);
-       низкий уровень самоуважения и самооценки;
-       перфекционизм («синдром отличника»);
-       излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих;
-       неумение планировать свою работу.

Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают в себя:
-       ролевой конфликт («или семья, или работа»);
-       неудовлетворённость профессиональным и личностным ростом;
-       психологическую несовместимость сотрудника с деятельностью и коллегами;
-       низкий социальный статус [2].

Организационный фактор сам по себе не является непосредственной причиной выгорания. Его значение зависит от того, как сам сотрудник оценивает обстановку на работе. Организационный порядок, психологический климат, стиль отношений могут восприниматься как вызывающие стресс.

К организационным факторам относят:
-       организацию предметного пространства;
-       ненормированный рабочий день;
-       несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
-       негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплочённости, слабую организационную культуру;
-       внутрифирменные конфликты;
-       дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
-       неэффективный стиль руководства;
-       отстранённость от принятия решений, отсутствие необходимой обратной связи от руководства или других подразделений организации.

Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Возникновение данного синдрома – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Процесс развития профессионального выгорания

Поговорим о процессе развития профессионального выгорания.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога:
-         на первой начальной стадии наблюдаются: забывание, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Из-за боязни ошибиться, поведение сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
-         на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «неделя длится бесконечно», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии; головные боли по вечерам; увеличение числа простудных заболеваний; повышенная раздражительность);
-         третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил [1].

Как определить наличие профессионального выгорания у себя?

А сейчас, я предлагаю Вам, уважаемые слушатели, определить есть ли у Вас в настоящее время предрасположенность у профессиональному выгоранию. Для этого Вы можете пройти короткий тест, представленный ниже.

Экспресс-оценка «выгорания» [7]
Инструкция: Вам приведены 10 предложений. На данные предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.
  1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен
  2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления
  3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры
  4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)
  5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
  6. Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.) я придумал(а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно
  7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
  8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое
  9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям
  10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2–6 баллов. Вам необходимо взять отпуск,отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменитьстиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек;нужно, чтобы он не погас.

Действия, служащие профилактикой профессионального выгорания
Поговорим теперь о самом главном – о тех действиях, которые могут помочь специалисту справиться с синдромом профессионального выгорания.
Действия, которые направлены на то, чтобы одолеть синдром выгорания, предполагают как самопомощь, так и оказание внешней профессиональной помощи. В первом случае «выгорающим» работникам нужно научиться осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, овладеть широким спектром приемов саморегуляции и преодоления первых симптомов стрессов на работе. Если же такая помощь самому себе окажется недостаточной, потребуется и профессиональная – для профилактики и преодоления синдрома выгорания[8].

Советы учителям для снижения стресса
Совет первый. Узнать, находитесь ли вы в группе риска.
Совет второй.Следите за собой и узнайте, почему некоторые события вызывают в нас напряжение. Напишите список этих ситуаций. Например: Меня злит поведение ...» В последствии Вы можете заранее смоделировать ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.
Совет третий.Стремитесь к профилактике стрессовых состояний: читайте, делайте простые релаксационные упражнения, займитесь любимым делом. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите негативные эмоции, поделитесь проблемами с родными, друзьями.

Психологические упражнения
1. Технология «Дневник стресса и выгорания»
Данный способ несложен, но требует терпения. Втечение нескольких недель – по возможности ежедневно – делайте записи: когда и при каких обстоятельствах вы обнаружили у себя признаки стресса и переживания выгорания. Записывайте свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном. При чтении дневника обратите внимание на определенные, повторяющиеся ситуации, вызывающие у вас негативные переживания, – именно они могут быть причиной эмоционального истощения.
Дневник самонаблюдения – мощный прием защиты от стресса. Во-первых, вы переносите на бумагу свои переживания; во-вторых, прибавив к этому анализ, овладеете ресурсом когнитивного преодоления.
Ниже приведен пример данного дневника, который Вы можете использовать в работе над своими переживаниями (табл. 1).

Таблица 1
Дневник стресса и выгорания
Ситуации или события, вызывающие негативные («разрушающие») переживания
Выявление иррациональных идей или убеждений, лежащих в основе переживаний
Поиск конструктивного решения: позитивного или рационального преобразования убеждений и поведения










2. Упражнение «Колесо жизни»
Данная методика имеет множество вариантов, которые широко представлены в Интернет-ресурсах. Она представляет собой изображение круга, который поделен на секторы (рис 1).

Рис.1. Колесо жизни

На каждом секторе отмечена та сфера, которая отвечает за ту или иную составляющую жизни человека, а именно: окружающее пространство, семья и друзья, здоровье, деньги, карьера, свободное время, любовь, развлечения и отдых.
Испытуемый должен оценить каждую сферу по 10-бальной системе: 1 – означает, полное неудовлетворение ситуацией в данном секторе жизни. 10 –полное удовлетворение в этой сфере. Испытуемому предлагается оценить степень удовлетворенности  каждой сферы его жизни, сделав пометки на каждой из осей данного колеса. Соединив все пометки, испытуемый получает фигуру колеса, на котором он «едет» по жизни.
Важное значение для интерпретации имеет форма и диаметр полученной фигуры: чем квадратнее полученная фигура, тем больше у испытуемого трудностей и переживаний в жизни. Чем ближе колесо к форме правильного круга, тем лучше сбалансирована жизнь. Чем большую площадь занимает фигура, тем более счастливым ощущает себя человек. При этом низкими показателями являются значения от 0 до 3, средними от 4 до 7, высокими от 8 до 10 баллов.
Чаще всего тест применяется в психологических тренингах чтобы выявить цели и задачи, которые достиг человек и определится с тем, что нужно чтобы достичь полного жизненного удовлетворения.


3.     Упражнение «Самопрограммирование»
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
— Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
— Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
— Мысленно повторите его несколько раз.

4. Упражнение «Умение управлять своим временем»
Распределите свои дела по секторам, предложенным в таблице.


Таблица 2

Дела срочные важные




Дела несрочные важные



Дела срочные неважные




Дела несрочные неважные

5. Упражнение «Прощальное письмо»
Инструкция: «Напишите прощальное письмо своему страху (обиде, злости или другому чувству). Это может быть гневное или достаточно дружелюбное письмо. Поблагодарите его за заботу о вас (опишите, в чем она выражалась) и скажите, что вы теперь не нуждаетесь в таком количестве страха, а силы вам нужны для другого. На негативные чувства тратится много энергии, поэтому придумайте, куда вы ее хотите направить».


И в заключении я хочу пожелать вам успехов в вашей профессиональной деятельности. Берегите себя!

Список литературы:

1.     Горбунов В. С. Феномен «профессионального выгорания» в деятельности социальных работников мегаполиса/ В. С. ГорбуновЛ. Г. Наумова//Социология образования. -2013. -№ 8. - С. 62-69.
2.     Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. - 122 с.
3.     Ибрагимова Э.С., Эхаева Р.М. Профессиональное выгорание педагогов: сущность, диагностика, профилактика // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания Материалы ежегодной межрегиональной студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 141-143.
4.     Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6. – С.55–65.
5.     Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Ю.Д. Синдром «эмоционального выгорания» (burnout) у врачей стоматологов // Новая стоматология, 2002, № 2. – С.97–99.
6.     Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
7.     Каппони В., Новак Т. Сам себе авторитет. СПб., 1995.
8.     Труфанова Т.А., Синяткина Н.Ф.Профессиональное выгорание персонала: причины, симптомы и профилактика // Эффективные HR–технологии и практики в современных компаниях РоссииМатериалы всероссийской научно–практической конференции - 2014. - С. 167-177.





Встреча Нового года — это долгожданное событие для всех. В магазинах — огромное разнообразие елочных игрушек, рождественских венков, новогодних сувениров. Однако оригинальные поделки к Новому году 2019, сделанные своими руками для близких и любимых людей, принесут гораздо больше положительных эмоций.
Как склеить елочку из цветной бумаги

Такая елочка очень понравится детям, их порадует простота поделки, а также возможность своими руками украсить на Новый год детскую комнату, гостиную, кухню или даже спальню родителей и привнести праздничное настроение. Да и материал для такой елочки всегда найдется в запасе у ребятишек:
o    Изготовление елочки из конусов цветной бумагизеленая цветная бумага;
o    разноцветный пластилин;
o    ножницы;
o    клей ПВА (с кисточкой или в виде карандаша).
Изготовление елочки из конусов цветной бумаги
Из зеленой бумаги нужно вырезать три полукруга, каждый из которых будет немного меньше предыдущего, и склеить их таким образом, чтобы вышло три конуса разных размеров. По нижнему краю каждого из конусов нужно ножницами сделать надрезы, которые будут похожи на иголки, затем слегка подкрутить их наружу.

Снеговичок на елку
Изготовление снеговика из соленого теста













Такая оригинальная поделка к Новому году своими руками, как снеговик, — такой же символ праздника, что и сказочные Дед Мороз со Снегурочкой. Поэтому предлагаем с помощью муки, воды и соли слепить симпатичного снеговика для новогодней елки. Для этого потребуются следующие материалы:
o    соль;
o    мука;
o    теплая вода;
o    разноцветные краски (лучше гуашь);
o    несколько зубочисток;
o    фольга.
Первым делом из трех ингредиентов – муки, воды и соли – необходимо замесить тесто (муки и соли берется поровну). Из фольги сформировать два шарика, один из которых будет немного больше второго. Далее из теста также сформировать два шарика и раскатать из них лепешки, в которые завернуть шары из фольги.
С помощью зубочистки соединить два шара: большой станет туловищем снеговика, поменьше – головой. Из оставшегося теста нужно слепить для снеговика руки, шарфик, шапку и пуговки, нос, глаза. Все это присоединить к поделке. И не забудьте хорошенько просушить вашего снеговичка в духовке!
В завершение с помощью кисточки, красок и, конечно же, вашей фантазии разрисуйте получившуюся поделку. Чтобы снеговик красовался на новогодней елке, в шапку (еще до того, как снеговик будет просушен) нужно воткнуть булавку с ленточкой. Это будет оригинальная игрушка на Новый год своими руками, которая точно будет выделаться на фоне покупных шаров и мишуры.
Варианты плоских снеговичков из соленого теста

Поздравительные открытки своими руками
Поделки к Новому году в виде открыток, сделанных своими руками для родных и близких, – очень приятный знак внимания. Для каждого члена семьи можно придумать особенный дизайн поздравительной карточки.
Поздравительные новогодние открытки своими руками
Совет! В качестве украшения для открыток можно использовать не только цветную бумагу, но и ленточки, кофе в зернах, различные бусы, пайетки, и прочие украшения.
Изготовление новогодней открытки из ленточек и пуговок
Украшение новогодней открытки кофейными зернами






















Украсить открытку к 2019 Году помогут аппликации из пуговиц в виде хрюшек. Оригинальных идей для праздничных поздравительных открыток очень много, кроме того, подключив фантазию, можно склеить совершенно эксклюзивную аппликацию.
Новогодняя открытка в форме варежки
Гирлянда из трафаретов варежек


Глинотерапии "Волшебная глина"
Евтеева Татьяна Николаевнапедагог-психолог



Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Глина – это чудесный медиум.  Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль. В-третьих, глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.
С глиной каждый легко может стать мастером. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря  своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка. Психолог действительно  может видеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тот  работает с глиной. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.
Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер. Глинотерапия позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества.
Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания;  лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.
Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию  к лучшему. И это настоящее волшебство.

В.Козаренко
Воссоздающее воображение
Воссоздающее воображение - это процесс рефлекторного преобразования воспринимаемой устной или письменной речи (слов) в зрительные образы, с пространственной организацией образов в воображении
В связи с этим необходимо напомнить вам о том, что мышление бывает непроизвольным (автоматическим) и произвольным (сознательным).
Когда вы в своем воображении сознательно манипулируете зрительными образами - увеличиваете их, поворачиваете, выделяете части - это называется произвольным, сознательным мышлением.
Когда при восприятии речевого высказывания образы сами организуются в вашем воображении - это называете непроизвольным или автоматическим мышлением. Другими словами, в этом случае вашим мышлением управляет речь другого человека. Пример: ворона держит в клюве кусочек сыра.
Мышление бывает прямым и непрямым (опосредованным).
Если вы управляете зрительными образами в своем воображении в полной тишине, не используя слова, это называется прямым мышлением.
Если вы для управления образами в воображении привлекаете внутреннюю речь, то вы управляете образами не напрямую, а с помощью речи, с помощью механизма воссоздающего воображения.
Прямое мышление намного эффективнее хотя бы по той причине, что такое мышление на порядок быстрее. Когда вы управляете образами с помощью внутренней речи, то скорость вашего мышления ограничена скоростью вашего говорения. Это первый важный недостаток "словесного мышления".
Вторым недостатком речевого мышления является то, что в заученных до автоматизма фразах могут содержаться ошибки. В заученных с детства фразах часто "заморожены" ложные связи. Это обычно называется "предрассудком", "заблуждением". Человек мыслящий словами, то есть управляющий образами в воображении с помощью слов, сам себе блокирует понимание вполне очевидных явлений.
В магазинах продаются толстые энциклопедии, в которых разъясняются тысячи "заблуждений" - ложных связей, "замороженных" в устойчивых словосочетаниях в сознании миллионов людей с легкой руки какого-нибудь журналиста с хорошим природным чувством юмора.
В механизме воссоздающего воображения можно выделить два параллельных канала. Первый - канал рефлекторного преобразования слов-существительных в зрительные образы. Второй - канал пространственной организации образов в воображении, или канал пространственных операторов.
Существительные рефлекторно преобразуются в зрительные образы: стол, стул, авторучка, яблоко, рубашка.
Глаголы, прилагательные, падежные окончания, предлоги, суффиксы - это пространственные операторы. Их назначение - управление образами в вашем воображении. НА столЕ СТОИТ лампа. ПОД столОМ ЛЕЖИТ кошка. ЧЕРНАЯ чашка. КРАСНАЯ чашка. ЗЕЛЕНАЯ чашЕЧка.
Из двух каналов может быть получено всего четыре комбинации. Четыре варианта работы воссоздающего воображения. Внимательно понаблюдайте за своим воображением и проанализируйте от чего зависит понимание речи и как это происходит.
Вариант первый. Полное понимание. Информация проходит по двум каналам воссоздающего воображения: на столе стоит ваза с красной розой.
Вариант второй. Неполное понимание. Отключен канал пространственных операторов: ложка, листок. (Мозг не знает как пространственно организовать образы)
Вариант третий. Неполное понимание. Отключен канал рефлекторного преобразования слов в зрительные образы: глокая куздра кудрячит бокра. (Мозг готов пространственно организовать образы, но самих образов нет).
Вариант четвертый. Полное непонимание речи. Ватащива рондон дайнгакуно нихон гакубуно гакусэй десу. (Блокированы оба канала воссоздающего воображения. Нет ни слов-образов, ни пространственных операторов). Мозг НЕ РЕАГИРУЕТ на данное речевое сообщение. Вы даже не сможете его повторить.
Непроизвольное запоминание и припоминание речи (или текстов) осуществляется на основе механизмов электрической памяти. Когда вы слышите речь, слова речи не только вызывают образы в вашем воображении, но и СОЕДИНЯЮТ их. То есть образование связи между зрительными образами (электрическая память) происходит автоматически. Пример: на березе, покрашенной в красный цвет, вместо листьев висят конфеты. Слова текста не только возбудили образы в вашем воображении, но и связали их в пространственно организованную картинку. И именно благодаря автоматическому связыванию образов вы запомнили эту картинку.
Припоминание речи происходит в обратном порядке. Вы вспоминаете (генерируете) по зафиксированным связям зрительные образы и вновь переводите их в речь. Поэтому текстовая информация пересказывается всегда приблизительно.
СМЫСЛ - это пространственно организованная картинка, возникающая в вашем воображении. Когда человек говорит "я не вижу смысла в вашем высказывании", он имеет ввиду то, что его мозг не смог сгенерировать пространственно организованную комбинацию образов.
Если мы в высказывании "на столе стоит ваза" поменяем местами слова: "ваза стоит на столе", то СМЫСЛ - пространственно организованная комбинация зрительных образов - не изменится.
Занятия мнемотехникой мощно развивают внимание и визуальное мышление - способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное мышление является основой ПОНИМАНИЯ. Если при чтении текста у человека не возникают зрительные образы в воображении, то человек НЕ ПОНИМАЕТ этого текста.
Известно, что мнемонисты очень часто работают художественными и научными редакторами, благодаря сверхнормальной способности понимать текстовую информацию и видеть ошибки и несоответствия в текстах.
Альберт Эйнштейн, человек, безусловно, мыслящий, говорил: "По-видимому, слова языка в их письменной или устной форме не играют никакой роли в механизме мышления. Психические сущности, которые, вероятно, служат элементами мысли, - это определенные знаки и более или менее ясные образы, которые можно произвольно воспроизводить и комбинировать между собой... обычные слова и другие знаки приходится мучительно изыскивать лишь на втором этапе, когда упомянутая игра ассоциаций достаточно установилась и может быть по желанию воспроизведена". Иными словами, речь на известном этапе мышления - это просто механизм для вывода информации из мозга и ввода ее в другой мозг.
При запоминании информации методами мнемотехники вы увидите, что речь нужно подключать лишь тогда, когда возникает необходимость передать информацию другому человеку. Многие образы, используемые для запоминания как вспомогательные, часто вообще нет надобности как-то называть, так как они никогда не выводятся из мозга, достаточно их видеть в своем воображении.
На мой взгляд, значение речи в процессе мышления очень сильно преувеличено в академической психологии. Более того, когда на улице вдруг встречается человек, громко мыслящий вслух, разговаривающий сам с собою - это выглядит очень и очень подозрительно...



Комментариев нет:

Отправить комментарий